тиковое покрытие на яхте

Мнения судовладельцев о тиковой палубе на яхте разнятся до противоположностей. Одни говорят, что это самый лучший материал, другие утверждают, что он в состоянии иметь презентабельный вид только на момент продажи. Мы же, подытожив пятнадцатилетний опыт обслуживания яхт, имеем собственный взгляд, и готовы поделиться советами по уходу за такой палубой.

Почему палуба из тика быстро приходит в негодность?

Так происходит в том случае, если настил делался непрофессионально. Некоторые владельцы яхт таким образом подымают стоимость судна. Но доски при этом берут слишком тонкие, и укладывают их слишком быстро. В итоге сечение герметика между ними слишком маленькое, что приводит к его выдавливанию.
Крепежные винты редко достигают диаметра 3 мм. Это значит, что пробка, скрывающая шурупы тоже малого диаметра, и, не выдерживая нагрузки, при расширении выдавливаются и теряются. Крепеж сгнивает, отверстие забивается грязью, и палуба уже больше сходит на забор в богом забытой деревне.

Такие проблемы могут возникнуть и при эксплуатации палубы, уложенной профессионально на верфи изготовителя, и чтобы не допустить этого, достаточно делать одну единственную процедуру – мыть. Но это нужно делать правильно, ибо навредить палубе парусной или моторной яхты из тика можно легко, а исправить проблемы выльется в затраты, исчисляемые тысячами долларов. Но если делать все правильно, тик прослужит более 20 лет, а если нет, то всего 5.

Забудьте фразу драить палубу из тика

Вопреки сложившемуся стереотипу это делать категорически запрещено. Я часто замечал, с каким усердием натирают палубу те, кто решился купить яхту с таким покрытием, стоя на «четырех костях», рьяно стирающие щетку о тиковую поверхность. Красные колени, пот на лбу и усталость – единственное, что в итоге они получают.

Нет, с причала палуба парусной яхты таки имеет товарный вид. Но взойдите на борт и посмотрите под ноги. Мягкие волокна древесины вырваны. Выступающими остались жесткие. Многие считают, что это древесная фактура. Да, на дизайнерских предметах интерьера это красиво, но здесь… они сотрутся под ногами, и очень быстро. Регулярно драить палубу означает стереть тик, и теперь она будет волнистой, поднимаясь от крепежа к крепежу.

Как правильно мыть палубу из тика?

Есть только два ключевых аспекта: рекомендация и запрет. Мойте тиковую палубу яхты мягкой щеткой или губкой, и никогда, ни при каких условиях не применяйте агрессивные моющие средства. Поймите, что этот тип древесины способен выдерживать воздействие солнца, соли, воды, но как и любое дерево гибнет, если обдать его активными химическими соединениями.

Теперь о периодичности обработки. Мыть нужно регулярно, не зависимо от того, стоит яхта в марине или находится в переходе. Грязь будет накапливаться в любом случае. И чем больше ее будет, тем сильнее придется тереть, а значит, стирать дорогостоящую древесину. Итак, моем регулярно.

Как очистить палубу яхты из тика от грязи?

Мойка должна стать регулярным ритуалом. Моющие средства для дезинфекции полов, сантехники и т.д., продаваемые в магазинах бытовой химии, не применяем. Моим чистой водой. Не давая грязи накапливаться, вы спасете палубу от истирания. Если это первая обработка после длительного простоя (скажем, весной перед навигацией), тогда в качестве моющего средства применяем раствор щалевой кислоты.

Готовим его в перчатках, пары не вдыхаем. Достаточно немного кристаллов на ведро чистой пресной воды. После нанесения раствора, его нужно смыть. Для этого лучше использовать шланг. Воды потребуется много. Обувь должна быть непромокаема. Помните, что щалевая кислота опасна для кожи. На досках ее оставлять также нельзя. Смываем полностью и тщательно.

Если состояние тиковых палубных досок настолько плачевное, что щалевая кислота не справляется, ни в коем случае не увеличиваем ее концентрацию. Повторите процедуру. На крайний случай, если уж совсем все запущено, можно зачистить палубу. Может показаться, что я сейчас противоречу сам себе. Отчасти вы правы. Я всегда добивался чистоты мойкой, и лишь несколько раз прибегал к методам физического воздействия.

Правильная шлифовка палубы из тика

Чтобы не тратить тысячи долларов после покупки яхты (парусной, моторной – не важно), многие берутся за дело сами, не имея представления обо всех тонкостях процедуры. В итоге палуба становится волнистее, а доски тоньше. Со временем грязь въедается в пазы, где были мягкие волокна древесины и все повторяется. А когда толщина совсем малая, выкрашивается герметик, выпадают пробки, закрывающие крепежные винты и настил приходится менять полностью (за огромные деньги).

Правильной шлифовки не существует. По своей сути процедура заключается в снятие слоя древесины. Без наработанного навыка это сделать невозможно, даже с применением специализированного оборудования. А сплошная замена элементов выльется в колоссальные деньги. Для информации: 1м3 тиковых досок стоит £3000. Это около 5 тыс. долларов США. А с учетом отходов в виде обрезков расходы будут в четыре раза больше.

Но если вы все-таки решитесь, учтите, что вам нужно будет снять все палубное оборудование. Включая мачту. Затем все это устанавливается на свои места и настраивается. На палубе не должно быть ничего. Часть крепежных элементов выйдет из строя при попытке раскрутить, просто сломавшись. Замена – затраты. Работы нужно производить в ангаре (закрытом доке яхт клуба), что тоже недешево. Навес также сработает на удорожание.

Подведем итоги

Если вы задумались о покупке яхты, обращайте внимание на состояние палубы. Не верьте россказням продавца, что это не масляные пятна, и просто потом помоете, и все будет хорошо. Обратите внимание на места, где крепится палубное оборудование. Если палуба в этих местах выступает – это не дизайн, это говорит, что ее уже шлифовали перед продажей яхты, а значит толщина тика меньше нормальной.

Советы по уходу за тиковой палубой на яхте или катере:

  • Мойте пресной водой.
  • Используйте губку или мягкую щетку.
  • Пятна вводите неконцентрированным раствором щалевой кислотой.
  • Смывайте раствор, обильно промывая всю поверхность палубы.
  • Мойка проводится раз в неделю в период навигации.

В межсезонье используйте «пафосный» чехол для яхты. Поверьте, это не для понтов. Это в итоге сэкономит вам деньги. Расчеты я уже приводил (без стоимости работ, что увеличит их еще вдвое). Если заглушка на болтах уже выпала и потерялась, немедленно вставьте новую. Лайфхак: берите с собой в навигацию их комплект, и регулярно производите ревизию.