яхты и корабли названия

Как же разгадать происхождение названия того или иного корабля? Как правило, в документах освещающих номинацию корабля, в редких случаях встречается указание на причину названия судна. Легко раскрываются исторические названия, связанные с победами, завоеваниями и прочими историческими событиями. Но в большинстве случаев необходимо прочитывать «насквозь» массу исторических материалов в надежде, что среди сотен страниц встретится объяснение названия судна. Расшифровка происхождения названия корабля — сложный процесс, требующий не только анализа архивных документов, относящихся к кораблю, но и анализа исторической обстановки, предшествующей появлению первого названия, сопоставления дат, привлечения дополнительных материалов, даже таких, как святцы с именами и праздниками христианских святых.

При расшифровке названий кораблей, связанных с морскими сражениями, следует иметь в виду, что имя корабля может происходить от четырех первоисточников:

  • название местности, где произошла битва («Хиос», «Чесма» и т. д.);
  • имя христианского святого, в день которого произошла битва («Св. Николай», «Пантелеймон-Виктория» и т. п.);
  • название корабля, героически сражавшегося в битве («Память Евстафия» и др.);
  • имя командира корабля, проявившего мужество и героизм в битве («Казарский», «Сакен» и др.).

Корабли, к которым на основе свойства преемственности перешло имя предшественника, могли прославиться в какой-либо битве и тогда в старое содержание названия вкладывался новый исторический смысл, а первый источник наименования часто забывался. В качестве примера можно привести название «Десна». Первым кораблем с таким названием была галера, которая сопровождала Екатерину II в путешествии по Днепру на галере «Днепр». Название «Десна» дано по имени реки Десны — притока Днепра, по которой сплавляли лес для постройки судов Черноморского флота в Херсоне. В числе семи галер екатерининского эскорта были «Буг», «Сейм», «Снов» и др., названные в основном в честь притоков Днепра, Десны и прочих рек бассейна Днепра. В 1787 г. эта галера под командой лейтенанта Ломбарда совершила ряд подвигов под Кинбурном. В память об этих событиях в русском флоте сохранялась преемственность названия «Десна». Но затем название «Десна» для последующих кораблей уже производится от названия героической галеры без установления первоначального смысла названия этого судна. Аналогично трактуются другие названия, хотя это принципиально неверно: совершенные кораблем подвиги лишь закрепляли его имя, которое затем по свойству преемственности переходило по наследству к новому кораблю.

Наибольшую сложность в расшифровке происхождения названий представляют имена святых и христианские имена.

В статье безымянного автора содержится утверждение, что «по обычаю Черноморского флота этого времени суда получали наименование праздников или святых соответственно дню их зачисления в семью флота». Однако сверка дней закладки и спуска судов потемкинского времени со святцами не обнаружила совпадения не только дней, но иногда и месяцев. Например, николаевский фрегат «Св. Николай», который назван в честь Николая Мирликийского, заложен был не 6 декабря, в день этого святого, а на месяц позже — 6 января. Аналогичный пример — николаевский корабль «Св. Павел» спущен 9 сентября, а день св. Павла 29 июня.

Херсонский корабль «Св. Петр» заложен 3 февраля, а день святого Петра также 29 июня; корабль «Св. Михаил» заложен 6 ноября, а день святого Михаила 30 сентября. Вместе с тем дата закладки николаевского фрегата «Григорий Великия Армении» (30 сентября) точно совпадает с днем праздника этого святого.

По-видимому, правильней считать, что названия судов, связанные с именами христианских святых и праздников, были программными, отвечающими государственной идеологии того времени. Даты же закладки или пуска судна «подгонялись» по возможности к тому или иному дню святого или праздника, благо их было очень много.

Христианские (православные) имена давались судам, по-видимому, так же, как программные, но вместе с тем использовались не вообще все имена, а чаще всего имена членов царского дома. Если судно закладывалось или спускалось в дни рождения или именин («тезоименитства») членов царской семьи, то оно получало это имя, если ранг судна отвечал высокому уровню названия. Этим, видимо, и объясняется изобилие крупных судов (кораблей, фрегатов, больших транспортов, корветов) с христианскими именами: «Александр», «Анна», «Елисавета», «Петр», «Екатерина», «Наталья», «Мария», «Александра», «Павел», «Константин», «Николай», «Михайл», «Алексей», «Владимир», «Ольга», «Георгий» и т. п.

Подтверждением этого тезиса может служить следующее свидетельство: «Доставшийся в наши руки корвет, не совсем еще достроенный, с согласия главнокомандующего армией, в память дня тезоименитства ее императорского высочества княжны Ольги Николаевны, наименован «Ольга». Речь идет здесь о турецком судне, взятом при капитуляции крепости Мессемврия 11 июля 1829 г. в день св. Ольги.

При исследовании истории происхождения названия судна следует принимать во внимание, что имя судну может быть дано:

  • в честь кого-либо (император Франц или императрица Екатерина, например);
  • в память какого-либо события или лица (подвиг Казарского, взятие крепости Анапа и т. д.);
  • по имени (река Дунай, певец Орфей и т. п.);
  • по признаку качества (быстрый, твердый, страшный и т. д.).

Анализировать происхождение названий всех кораблей русского флота — задача весьма сложная. Остановимся лишь на некоторых, наиболее интересных, необычных для русского флота или спорных названиях.

Фрегат «Святой Николай» — первый корабль, построенный на Николаевской судоверфи, ровесник и «тезка» города Николаева, первый корабль с этим именем на Черном море. (Первым кораблем русского флота с таким именем был корабль, купленный Петром I в Англии в 1713 г.).

Корабль был заложен 6 января 1789 г., а годом ранее, 6 декабря 1788 г., русские войска под командованием Г. А. Потемкина овладели турецкой приморской крепостью Очаков. В память этой победы и решено было назвать корабль. Но в день взятия Очакова был религиозный праздник святого Николая, считавшегося покровителем моряков (Николы-Морского), поэтому заложенный на верфи фрегат получил имя в честь святого Николая, а основанный город князь Г. А. Потемкин назвал Николаевом.

Линейный корабль «Норд Адлер» («Северный орел») унаследовал свое имя также от петровского корабля. Название первому кораблю дано в честь русского государственного герба — двуглавого орла (построен в Архангельске).

Линейный корабль (фрегат) «Слава Екатерины» — первый корабль, построенный в Херсоне в 1783 г. Несколько ранее был заложен еще один фрегат, называвшийся «Екатерина», однако он не был спущен и, простояв на стапеле, был разобран в 1784 г. Название фрегату было дано в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой успешно велась война с Турцией. Был одержан ряд блистательных побед на суше и море — Кагул, Ларга, Чесма (1770 г,), Туртукай (1773 г.) и др., освобождены обширные земли в Северном Причерноморье, присоединен Крым (1783 г.). В память этих побед и получил имя корабль «Слава Екатерины». В 1788 г. корабль после ремонта (в числе других судов) был переименован в «Преображение Господне». Переименование связано с «несоответствием» имени и ранга корабля.

Линейный корабль «Султан Махмуд» построен в Николаеве в 1836 г. Название дано в честь турецкого султана Махмуда. История этого названия такова. Во время русско-турецкой войны 1805— 1812 гг. объединенные силы Балтийского и Черноморского флотов нанесли туркам ряд поражений на море (взятие Анапы, Дарданелльское и Афонские сражения, 1807 г.), блокировали Дарданеллы, препятствуя подвозу в Константинополь съестных припасов. Взбунтовавшиеся янычары свергли султана Селима III, возведя на престол его брата Мустафу IV. Дальнейшие победы русской армии и флота заставили Турцию срочно искать мира. На трон вступил новый султан Махмут (1808 г.), который в 1812 г. заключил Бухарестский мирный договор, что позволило России повернуть южную армию против наступавшего Наполеона.

В 1827 г. Махмут расторг русско-турецкие договоры, и началась новая война (1828—1829 гг.), завершившаяся выходом русских войск к Константинополю. Опасаясь полного разгрома и взятия русскими столицы, султан Махмут поспешил заключить Андрианопольский мирный договор, очень выгодный для России и стран Балканского полуострова. Через некоторое время (1833 г.) в Ункиар-Искелесси был заключен союзный оборонительный договор между Турцией и Россией, обеспечивший почти 20 лет мирной жизни соседних стран. За мирную внешнюю политику султана Махмута (хотя и вынужденную) один из построенных кораблей русского флота был назван его именем.

Однако названия кораблей, связанные с именами зарубежных монархов, не были органическими для русского флота. Они давались еще при жизни названных выше монархов, были эфемерными и после списания кораблей более не возобновлялись; корабли с подобными именами были единственными.

Интересно происхождение названия фрегата «Мидия». Прямое прочтение приводит к широко распространенному на Черном море моллюску мидии. Имя для судна вполне правомочное: на Черном море, например, были суда «Устрица» и «Рак». Но зоологическое название не отвечает по уровню иерархии такому боевому кораблю высокого ранга, как фрегат «Мидия» — название единственное в России. Дата постройки судна (1843 г.) и свойство резонансности названий выводят нас к событиям русско-турецкой войны 1828- 1829 гг. Оказалось, что Мидий — это турецкая крепость, взятая русскими кораблями 17 августа 1829 г. В память этого события и назван фрегат.

Корвет «Шагин-Гирей» — один из двух турецких кораблей, захваченных русской эскадрой под командой капитана 1-го ранга Быченского при набеге на Пендераклию в 1811 г. Название корвету дано турками в честь Крымского хана Шагин-Гирея, бывшего вассала Турции. Русское правительство сохранило за кораблем его первое название, поскольку Шагин-Гирей в 1783 г. отрекся от престола, и Крымское ханство было присоединено к России.

Транспорт «Репида» построен в Херсоне в 1826 г. Прямое прочтение названия приводит к качественному признаку динамичности, подвижности, быстроходности судна (от французского «рапиде» — быстрый). Аналогичные русские названия «Скорый», «Поспешный», Спешный», «Быстрый», «Проворный» очень распространены среди кораблей всех рангов. Однако такое толкование представляется ошибочным: транспорт назван по имени реки Репиды в устье Дуная, где было основано Адмиралтейство.

Линейный корабль «Лесной» построен в Николаеве в 1811 г. Прямое прочтение названия приводит к слову «лес». Но маловероятно, чтобы 74-пушечный корабль получил такое прозаическое, не боевое название, относящееся к низкому уровню иерархии имен. Очевидно, «Лесной» — это «Лесное», т. е. название, идущее от петровского корабля. В одно время с «Лесным» на Балтийском флоте плавал корабль «Лесное», Существование двух кораблей с одинаковыми названиями хотя и противоречит свойству единственности, но в те времена случалось. Значит, «Лесной» — это «Лесное», корабль назван в память о разгроме шведов у деревни Лесное.

В Херсоне почти в одно время (1816 г.) тем же строителем М. И. Суровцевым был построен однотипный корабль «Красной», названный в память о победе над наполеоновскими войсками у деревни Красная. А окончание «ой» дано для благозвучия, для придания этим названиям мужского рода, что более отвечало линейным кораблям.

Еще несколько примеров расшифровки некоторых названий. Знаменитый корабль «Св. Евстафий Плакида» был назван Екатериной II так в честь 10-летнего наследника Павла Петровича, поскольку его день рождения (20 сентября 1754 г.) совпадал с днем памяти святого Евстафия. В день рождения Екатерины II праздновалась память святого Януария, и поэтому построенный корабль был назван «Святой Мученик Иануарий».

Расшифровка некоторых названий дается в материалах Адмиралтейств-коллегии. Так, знаменитые; корабли «Трех иерархов» и «Трех святителей» были названы: первый — в честь трех иерархов православной церкви (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), второй — в честь трех святителей (Петра, Алексея и Ионы).

Один из переименованных Екатериной II кораблей («Фридрих-Рекс») был назван «Кир Иоанн» вскоре же после спуска. Название дано в честь святого, день которого 28 июня 1762 г. совпал с днем дворцового переворота в пользу Екатерины. Корабль «Святой Пророк Иезекииль» получил свое имя в память о победе при Калуге, поскольку день сражения совпал с днем празднования этого святого.

Интересно происхождение названий «Княгиня Лович» и «Граф Северный». Балтийский 44-пушечный фрегат «Княгиня Лович», спущенный в Петербурге в 1828 г., был назван в честь второй жены великого князя Константина Павловича, наследника престола. По свидетельству адмирала П. А. Колзакова, цесаревич Константин тайно женился в 1825 г. в Варшаве против желания императора Александра и всей царской семьи (эта женитьба привела Константина к отречению от престола). Чтобы хоть как-то «уравнять» этот брак, Александр дал новой жене Константина титул княгини Лович (по названию пожалованного поместья). Чем объяснить причину наименования сравнительно крупного судна в честь морганатической супруги Константина, не носившей официально даже его фамилии, мы не знаем, тем более, что сам Константин, «подаривший» престол брату Николаю, «удостоился» чести попасть в число названий кораблей только в 1852 г., т. е. почти через 20 лет после своей смерти. Но зато это был 120-пушечный корабль!

«Граф Северный» — крейсерское судно Черноморского флота, названо в честь великого князя Павла Петровича, который со своей второй супругой Марией Федоровной в 1781 г. предпринял продолжительное путешествие в Западную Европу под именем графа Северного. Почему в память этого малозначительного события было названо военное судно, трудно сейчас сказать. Более высокой чести удостоилась Мария Федоровна, в память о которой было названо три поколения линейных кораблей Черноморского флота «Императрица Мария».

При расшифровке происхождении названий старых судов русского флота встречаются иногда «твердые орешки». Приведем несколько примеров.

Во время Средиземноморского похода русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова у острова Корфу была взята в плен французская 18-пушечная шебека, которая в списке судов парусного флота числится под названием «Макарий». Вряд ли удалось бы раскрыть историю происхождения ее наименования, если бы не объемистые воспоминания Егора Meтаксы, читая которые, автор обнаружил, что название дано по имени лейтенанта Макара Ивановича Ратманова, командующего трофейной шебекой.

В списке судов парусного флота в составе Сибирской флотилии состоял бот с названием «Алексей божий человек», купленный в 1788 г. Это единственное судно с таким названием за всю историю русского флота. Откуда оно произошло? Ясно, что имя столь малому судну и в столь «забытом богом» уголке Российской империи было дано не в память о царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, начавшем строительство судов. В память Алексея Михайловича был назван линейный корабль «Алексей», спущенный в 1790 г. И хотя год его спуска совпадает со 100-летием со дня рождения царевича Алексея Петровича (1690 г.), вряд ли Екатерина II, столь ревностно продолжавшая дела Петра Великого, рискнула бы оскорбить его память, дав имя опального царевича крупному кораблю. Скорей всего название «Алексей» перешло к кораблю от придворной яхты, спущенной в 1777 г. и названной в память Алексея Михайловича, умершего в 1676 г.

И все же, откуда этот одинокий «Алексей божий человек»? В Большой энциклопедии (1900 г.) говорится, что Алексей — «лишившийся добровольно мирских благ и подвергший себя, Христа ради, всевозможным унижениям в доме родного отца». Отсюда ассоциация с положением царевича Алексея Петровича, который выступив против деяний Петра I (в защиту, якобы, русской церкви и старых обычаев), подверг себя унижениям и гонениям в доме отца. Название «Алексей божий человек», по-видимому, поздний отголосок памяти об Алексее Петровиче (70-летие казни, 1718 г.). Это подтверждается и самым низким рангом судна (небольшой бот,) которому было дано имя, и отдаленностью флотилии, в которой судно проходило службу как бы в ссылке. Известно, что после казни тело Алексея Петровича было захоронено под лестницей, ведущей на колокольню Петропавловского собора, вдали от пышных гробниц русских царей и цариц.

Весьма любопытно раскрытие происхождения имен трех судов Черноморского флота: «Иосиф II», «Александр Невский» и «Владимир».

В 1787 г. императрица Екатерина II по предложению Г. А. Потемкина совершила путешествие в отошедшие России южные земли — Новороссию и Крым. Конечным пунктом ее путешествия был Севастополь — база Черноморского корабельного флота. В свите находился союзник Екатерины, австрийский император (соправитель Марии Терезии) и венгерский король Иосиф II, прибывший на встречу с Екатериной под именем графа Фалькенштейна. 15 мая в присутствии Екатерины и ее свиты в Херсонском адмиралтействе для молодого Черноморского флота было спущено сразу три судна, которым царица дала имена, первый 80-пущечный был назван «Иосиф II», 66-путочный «Владимир» и 50-пушечный фрегат — «Александр Невский»,

Совершенно очевидно, что 80-пушечный корабль был назван в честь союзника Екатерины Иосифа II, присутствовавшего на спуске. Интересна судьба корабля. Корабль с этим именем оказался «неудачником», как и король Иосиф II. Известно, что Иосиф II, пытаясь расширить свои владения, потерпел поражение от Пруссии. Вступив на стороне России в войну с Турцией, не дожил до ее конца и умер в 1790 г.; все его реформы после смерти были отменены. Непродолжительной была и жизнь названия корабля: его отменил Г. А. Потемкин сразу же после смерти Иосифа II. Вот что он пишет в записке графу А. А. Безбородко: «Вы увидете во флоте корабль «Рождество Христово», он был «Иосиф», но как к тезоименитому привязано было во всех случаях несчастие и неудачи, то я переименовал не из суеверия, но из опытов: будучи «Иосифом», корабль прошлого года от флота сорвало с якоря, унесло по течению больше ста верст, и он шесть дней пропадал».

Соответственно высокому рангу судна Г. А. Потемкин дал и самое высокое, по понятиям того времени, имя «Рождество Христово». Под этим именем, будучи флагманом Ф. Ф. Ушакова, корабль потом успешно сражался в морских битвах.

Название фрегату «Александр Невский», как это указано в ряде источников, дано в честь 10-летнего наследника престола, внука Екатерины, царевича Александра (первого сына Павла и Марии Федоровны, родился в 1777 г.).

Наибольшую трудность представляет расшифровка происхождения названия третьего судна. Екатерина назвала его «Владимир». Родственников Екатерины с таким именем не было. Имя явно не связано с религиозными представлениями, иначе перед ним было бы указано «святой». Здесь вступает в силу свойство определенности — имя корабля не может быть случайным. Очевидно, необходимо искать историческую основу. В Большой советской энциклопедии среди древнерусских князей отмечены два наиболее выдающихся: Владимир Мономах (1053— 1125 гг.) и Владимир Святославич (умер 1015 г.).

Владимир Мономах известен как высокопросвещенный человек, автор ряда литературных произведений, создатель первых русских законов, первый русский великий князь, который, якобы, получил от своего деда, греческого императора Константина Мономаха, царский титул и «корону» — «шапку Мономаха». В общем Екатерина вполне могла назвать корабль в память об этом князе, который был ей близок по духу.

Владимир Святославич — выдающийся военный и политический деятель Древней Руси. Во времена Екатерины особенно почитались два его дела: взятие Корсуни, греческой колонии Херсонес, развалины которой находились рядом с Севастополем (988 г.), и крещение Руси (989 г.), что впоследствии послужило русской церкви основанием к причислению Владимира к «лику святых». Вполне допустимо, что близость 800-летнего юбилея этих двух событий, спуск корабля в городе, названном Екатериной Херсоном в память о Херсонесе, базирование Черноморского флота рядом с древним Херсонесом, послужили причиной наименования корабля в память о великом князе Владимире Святославиче.

Остается разобраться, почему у названия «Владимир» нет определяющего слова «снятой» или «Великий князь».

Здесь вступают в силу два свойства: единственность названия и его иерархическая соответственность. В это время на Балтике уже строился крупный 100-пушечный корабль, который был спущен в 1788 г. и получил соответствующее имя «Святой равноапостольский князь Владимир». Второго судна с таким именем не должно было быть. Кроме того, черноморский корабль был намного меньшего ранга (только 66-пушечный), почему он и был назван лишь «Владимиром». Очевидно, названия с приставками «святой» и «князь» были прерогативой более привилегированного Балтийского флота, а зарождающемуся Черноморскому доставались, как правило, «укороченные» названия. Заметим, что имя «Владимир» было дано Екатериной впервые и с тех пор передавалось другим судам, среди которых был и героический пароходо-фрегат «Владимир», прославившийся в Крымскую войну.

И, наконец, еще один пример. В 1790 г. во время сражения с турецким флотом у Гаджибея русский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова взял в плен 78-пушечный корабль «Мелеки-Гагара», который получил название «Иоанн Предтеча». Вот как сам Г. А. Потемкин объясняет происхождение этого названия: «Сей корабль взят в день Усекновения главы 9 августа, почему и наименован «Иоанн Предтеча» (Иоанн был казнен византийским императором за проповеди). Очевидно, если бы не это свидетельство, трудно было бы объяснить происхождение названия «Иоанн Предтеча».

Особняком среди имен кораблей стоят названия, определяющие отрицательные качества. Примерами могут служить брандвахтенные шхуны «Скучная» и «Унылая», предназначенные для стоянки на якоре в портах и занимавшиеся, по понятиям военных моряков, скучным, унылым делом.

Непрестижные зоологические названия, например «Жаба», «Улитка», даваемые базовым флашхоутам,- установившаяся на Черноморском флоте норма. Чем вызваны такие названия? Может быть, на флашхоуты отправляли служить нерадивых моряков в качестве наказания?

Конечно, в небольшой статье невозможно привести все разгадки имен кораблей русского флота. Их ведь только в парусном флоте было около 1800! Надеемся, что найдутся энтузиасты, которые продолжат эту работу и восстановят полную историю номинации судов русского флота.

*Научно-Популярное издание — 1989 г. Юрий Семенович Крючков «Имя на Борту»