как корабль назовешь так он и поплывет

Корабли, как и люди, отличаются друг от друга. Редко среди них можно было встретить два абсолютно одинаковых, особенно в эпоху паруса. Чаще всего корабли отличались и размерами, и назначением, и типом парусного вооружения, и количеством и мощью пушек, и многими другими признаками. В связи с этим с давних пор было принято делить корабли на ранги, классы и типы. Это помогало управлять флотом, строить нужное число кораблей, использовать их с наибольшей эффективностью.

Боевые корабли в эпоху парусного флота вооружались только артиллерией, поэтому в зависимости от числа и калибра орудий, т. е. от их боевой мощи, они делились на ранги. Впервые в России ранги для кораблей были введены Петром I в 1722 г. Затем по мере роста размеров и боевой мощи судов положение о рангах изменялось. Например, положение 1805 г. предусматривало деление судов на такие ранги:

  • линейные корабли 100-, 74- и 64-пушечные;
  • фрегаты 44-, 36- и 34-пушечные;
  • бомбардирские корабли 20- и 16-пушечные;
  • корветы 33-пушечные;
  • катера (люгера, бриги, пакетботы, тендера и т. д.) от 6- до 22-пушечных.

В зависимости от оперативного назначения, вида парусного вооружения и архитектуры корпуса все названные выше корабли делились на классы. В рассматриваемую эпоху расцвета парусных судов (конец XVIII — середина XIX вв.) основными классами кораблей были линейные корабли, фрегаты, бомбардирские корабли, корветы, пароходы, шлюпы, катера, транспорты, яхты, канонерские лодки и т. п.

Внутри классов эти корабли делились на типы, имевшие сходные характерные признаки.

В зависимости от оперативного применения военные корабли (суда) делились на две большие группы: боевые и вспомогательные. Внутри этих групп суда разделялись на классы, затем на типы.

Боевые корабли предназначались для ведения морского боя с кораблями противника, штурма вражеских морских крепостей, защиты приморских укреплений, высадки десанта на побережье, разведки, крейсерских операций против торговых судов на судоходных маршрутах противника, конвоирования, дозора, связи и посылок, разъездов командования и т. д.

Вспомогательные корабли использовались для транспортировки грузов между своими портами и флотом, для сопровождения флота и его обеспечения в море, перевозки раненых, портовой службы, гидрографических съемок и т. п.

Рассмотрим кратко характеристику основных классов кораблей.

Линейные корабли (или просто корабли) — самые крупные боевые корабли, с тремя мачтами и прямыми парусами на каждой. Делились на два основных типа: двухпалубные и трехпалубные (по числу закрытых орудийных палуб), имели самое мощное артиллерийское вооружение. Линейные корабли предназначались для морских битв «в, линии баталии», штурма приморских крепостей и высадки десанта.

Фрегаты — боевые корабли меньших размеров и с меньшей мощностью артиллерии. Парусное вооружение такое же, как у линейных кораблей. Как правило, имели только одну закрытую батарейную палубу. Делились на большие (линейные) и малые. Большие фрегаты предназначались для морской битвы совместно с кораблями «в линии баталии» или во второй линии — для поддержки линейных кораблей.

Обычное назначение фрегатов — действие на коммуникациях противника, поддержка кораблей при штурме приморских крепостей, высадка десанта и т, д.

Бомбардирские корабли — боевые корабли, вооруженные в основном орудиями для навесной стрельбы (мортирами), были двух типов: двухмачтовые и трехмачтовые. Парусное вооружение, как у фрегатов. Предназначались для обстрела приморских крепостей и укреплений.

Корветы — небольшие артиллерийские боевые корабли с одной батарейной палубой и легкими орудиями. Парусное вооружение, как у фрегатов. Предназначались для крейсерских операций, разведки, дозора, защиты торговых судов, конвоирования транспортов и т. д.

Бриги — боевые корабли с легкой артиллерией. Имели две мачты и прямое парусное вооружение. Могли также перемещаться на веслах в случае безветрия. Предназначались для разведки, посылок, связи и т. д.

Люгера — небольшие боевые корабли, по размерам близкие к бригам. Имели обычно две мачты с косыми (трапециевидными) парусами. Назначение то же, что и у бригов.

Катера — одномачтовые боевые корабли с косым парусным вооружением. Назначение то же, что и у бригов.

Канонерские лодки — небольшие боевые корабли с малой осадкой, вооруженные мощной артиллерией, имеющие парусное вооружение, как у люгеров. Предназначались для обстрела приморских укреплений.

Иолы — боевые корабли меньшего размера, вооруженные небольшим числом мощных орудий. Парусное вооружение, как у люгеров. Назначение то же, что и у канонерских лодок. В основном действовали в устьях рек и на мелководье.

Шхуны — боевые корабли, имевшие легкую артиллерию, две-три мачты с косыми и прямыми парусами. Предназначались для крейсерства, конвоирования, посылок, дозора и т. п.

Яхты — небольшие боевые корабли с легкой артиллерией. Как правило, имели косое парусное вооружение и были одномачтовыми. Предназначались для разъездов командующего флотом или эскадрой, посылок, связи и т. д.

Вспомогательные корабли имели следующие основные классы.

Транспорты — корабли разных размеров, имевшие слабую артиллерию и от одной до трех мачт. У больших транспортов парусное вооружение было, как у кораблей; у средних,- как у бригов, шхун или бригантин; у малых,—как у катеров, шлюпов и люгеров. Транспорты имели обширные трюмы для грузов и бортовые лацпорты для их погрузки. Предназначались для перевозки разных грузов.

Портовые корабли — в основном обслуживали суда в порту, производя загрузку и выгрузку, буксировку и т. п. Основным типом портового судна был флашхоут — плоскодонное, мелкосидящее парусное судно.

Лоции — небольшие корабли, обычно одномачтовые, со слабой артиллерией. Производили различные гидрографические работы: съемку берегов, промер глубин, отметку фарватера и разных навигационных опасностей и т. п.

Особняком стояли пароходы. Они только начинали развиваться и поэтому их применяли в основном для посылок, разведки, разъездов, а иногда и для огневой поддержки при штурме крепостей (боевые или военные пароходы). Портовые пароходы обычно не были вооружены и использовались для транспортировки грузов, буксировки судов и плотов и т. д.

Как уже говорилось, названия всем кораблям давались по определенной системе.

Остановимся на названиях линейных кораблей. Эти корабли, будучи главной ударной силой флота, получали имена в основном высшего уровня иерархии: «Три Святителя»,; «Двенадцать апостолов», «Св. Павел», «Императрица Мария», «Память Евстафия», «Султан Махмут», «Пармен», «Селафаил», «Ягудиил», «Святослав», «Ростислав», «Синоп», «Варна», «Чесма», «Париж», «Кульм», «Варшава» и др. Намного реже встречаются названия высокого уровня иерархии, в основном это определения воинственности и величия: «Храбрый», «Твердый». Название из группы географических (средний уровень иерархии) на Черном море только одно — «Азия»; аналог — «Европа» — входил в состав Балтийского флота. Таким же исключением являются линейные корабли с именами «Россия» и «Москва» на Балтике.

К примеру линейные корабли не могли называться и не назывались именами из среднего и низкого уровней (зверей, птиц, рыб и т. п.). За исключением случая из геральдического, высшего уровня иерархии когда судно было названо «Норд Адлер» («Северный орел»).

По такому же принципу присваивались имена и фрегатам — вторые по величине и боевому значению корабли. Однако наряду с названиями высшего уровня («Святой Николай», «Варна», «Энос», «Месемврия», «Кагул», «Агатополь», «Тенедос») здесь большой удельный вес имен высокого уровня иерархии («Легкий», «Поспешный», «Минерва», «Паллада», «Флора» и др.).

Гармония имени и ранга судна соблюдалась довольно строго. Например, при переоборудовании в 1788 г. транспортных судов в военные фрегаты Екатерина II повелела их переименовать «по приличности»: «Соломбал» — в «Бодрого», «Кальдюин» — в «Расторопного», «Колпицу» — в «Гонца», а «Кулика» — в «Возьми». Как видим, уже построенные транспортные суда носили соответственные им названия — географические и зоологические, а когда происходило переоборудование товарных судов в военные фрегаты эти названия были заменены так как считались низкого уровня иерархии.

Корветы, считались низкого ранга, как и боевые корабли носили в основном мифологические названия: «Ифигения», «Орест», «Пилад», «Менелай», «Андромаха», «Калипсо», «Ариадна». Но к 60-м годам прошлого века появились корветы с названиями хищных, быстрых, могучих животных и птиц: «Удав», «Рысь», «Волк», «Буйвол», «Ястреб» и т. п.

У боевых судов еще более низкого ранга — бригов — преобладали, как правило, названия из грекоримской мифологии: «Язон», «Ахиллес», «Меркурий», «Орфей», «Пегас», «Аякс», «Парис», «Персей», или имена древних правителей и полководцев: «Птоломей», «Фемистокл», «Царь Константин».

Шхуны в наступательном морском бою не участвовали и не применялись. По логике и назывались они именами как: «мирные» (высокого и среднего уровней иерархии): «Курьер», «Вестник», «Гонец», «Ласточка», «Алупка», «Алушта», «Четырдах», «Дон». «Салгир». Эти названия отвечали назначению и применению шхун — для крейсерства, разведки, посылок, транспортировки военных грузов и т. д.

Яхты, как уже говорилось, использовались в качестве разъездных судов, для связи, посылок, смотров Это были «аристократы» среди кораблей: на них совершали плавание члены царской фамилии, министры, командующие и флагманы. Поэтому названия этим небольшим судам давались броские (отражавшие, пожалуй, характер главного командира флотилии, флота) или мягкие, нежные: «Твердая», «Резвая», «Стрела», «Орианда», «Утеха», «Голубка» (высокий и средний уровни иерархии названий).
Крейсерские суда, бригантины и шлюпы Черноморского флота назывались множеством имен высшего уровня: христианских святых и христианских имен. Это несоответствие ранга кораблей и уровня иерархии имен объясняется, по-видимому, тем, что большинство судов с подобными именами были купленными, т. е. носили собственное название, бывшее до их включения в состав Черноморского флота. Это подтверждается тем, что у бригантин отечественной постройки встречалось больше названий среднего уровня.

Бомбардирские суда, вооруженные мощными мортирами, принято было считать судами высокого ранга и они носили имена высших уровней иерархии. У бомбардирских катеров названия встречаются только в двух иерархических уровнях: высоком (качества «динамичности») и низком (зоологические названия и понятия). Бомбардирские катера принято было считать второстепенными (кораблями морского боя не наступательного значения), к ним использовались различные группы названий.

В системе военного флота России транспорты подразделялись на три типа в зависимости от назначения и размера: большие, средние и малые. Большие и средние транспорты применялись для перевозки и высадки десанта в составе эскадр крупных боевых кораблей.

Система формирования названий судов русского парусного флота

Поэтому и назвались они весьма почетными именами: «Мария», «Килия», «Рымник», «Воин», «Редут-Кале» (высокий уровень иерархии); «Дунай», «Ингулец», «Кубань», «Лиман», «Кишинев» (средний уровень иерархии). Транспорты малых размеров имели предназначение и применение в каботаже между портами. Назывались «Чайка», «Нырок», «Гаган» и др. (низший уровень в иерархии).

Флашхоуты являлись судами «низших сортов» и обслуживали корабли в порту, и названия им присваивались из низших уровней иерархии: «Жаба», «Улитка», «Жук», «Лошак», «Верблюд».

В таблице приведена подробная система наименований кораблей эпохи паруса русского флота. Система восстановлена из различных исторических источников, исторических документов и свидетельств: «Из полного списка нидерландского флота видно, что в нем при наименовании судов не существует системы, какая, например, была у нас во время парусного флота, когда корабли носили имена побед («Полтава», «Бородино», «Кульм») или святителей, в дни которых эти победы совершались («Пантелеймон», дань Гангутскому сражению 27 июля 1714 г.);

  • Фрегаты носили мифологические имена («Кастор». «Паллада», «Мельпомена»);
  • Бриги — назывались именами героев древней истории («Ахиллес», «Улис», «Телемак»);
  • Шхуны — именовались всевозможными природными явлениями («Вихрь», «Молния», «Дождь», «Метеор»);
  • Транспорты — имена рек («Двина», «Свирь», «Неман»).

*Научно-Популярное издание — 1989 г. Юрий Семенович Крючков «Имя на Борту»